Кто этот человек?
Имя — Сэйдзи Цуцуи, но в центре истории — другой герой: Содзиро Фукутаке, миллиардер и владелец издательского дома Benesse Corporation. Он не только заработал на учебниках, он придумал, куда и зачем тратить деньги, чтобы изменить пространство, мышление и, возможно, саму Японию.
В 1980-х Фукутаке заинтересовался Наосимой — тогда полузаброшенным островом с умирающим рыбацким поселком. Вместе с мэрией он начал инвестировать в местную инфраструктуру, а параллельно — создавать нечто гораздо более амбициозное: остров-музей, где граница между искусством, природой и архитектурой стирается.
В 1980-х Фукутаке заинтересовался Наосимой — тогда полузаброшенным островом с умирающим рыбацким поселком. Вместе с мэрией он начал инвестировать в местную инфраструктуру, а параллельно — создавать нечто гораздо более амбициозное: остров-музей, где граница между искусством, природой и архитектурой стирается.
Что там есть?
Наосима — это не "музей современного искусства", это архипелаг впечатлений. Главная точка притяжения — Benesse Art Site Naoshima, комплекс музеев, арт-объектов и инсталляций, раскиданных по всему острову. Не внутри зданий, а прямо на пляжах, в лесах, в старых японских домах и даже в заброшенных храмах.
Вот несколько примеров:
- Chichu Art Museum (архитектор — Тадао Андо): музей, частично зарытый в землю, чтобы не нарушать пейзаж. Внутри — всего три художника: Моне, Тюри и Уолтер де Мария. Но подача такая, что ты чувствуешь себя как в храме.
- "Тыква" Яёи Кусамы — культовый арт-объект на берегу, ставший символом острова. Она как будто охраняет вход в другой мир.
- Домики с искусством: серия традиционных японских домов, переосмысленных современными художниками. Например, один из них наполнен светом, который «дышит», как живое существо.
Вот несколько примеров:
- Chichu Art Museum (архитектор — Тадао Андо): музей, частично зарытый в землю, чтобы не нарушать пейзаж. Внутри — всего три художника: Моне, Тюри и Уолтер де Мария. Но подача такая, что ты чувствуешь себя как в храме.
- "Тыква" Яёи Кусамы — культовый арт-объект на берегу, ставший символом острова. Она как будто охраняет вход в другой мир.
- Домики с искусством: серия традиционных японских домов, переосмысленных современными художниками. Например, один из них наполнен светом, который «дышит», как живое существо.
Почему это работает?
Главная фишка Наосимы — никакой суеты. Искусство здесь не навязывается, не кричит, не требует аплодисментов. Оно вросло в среду. Тут нет VIP-залов, аудиогидов на 10 языках и толп с палками для селфи. Ты можешь идти по тропинке к пляжу — и наткнуться на объект Джеймса Таррелла. Или зайти в скромный домик, а внутри — световая инсталляция, будто вход в иное измерение.
Архитектура музеев продумана так, чтобы не мешать природе, а подчёркивать её. Ты не просто смотришь на экспонаты — ты взаимодействуешь с пространством, светом, временем.
Архитектура музеев продумана так, чтобы не мешать природе, а подчёркивать её. Ты не просто смотришь на экспонаты — ты взаимодействуешь с пространством, светом, временем.
Идеология: "не туристы, а гости"
Фукутаке не хотел превратить Наосиму в ещё одну туристическую Мекку. Он инвестировал с мыслью о местных. Остров не "продаётся" за деньги, он открывается тем, кто готов к диалогу.
Benesse Foundation не просто строит музеи — она поддерживает школы, инфраструктуру, экологические программы. Благодаря проекту, на остров начали возвращаться молодые люди, открываются кафе, появляются художники-резиденты.
Benesse Foundation не просто строит музеи — она поддерживает школы, инфраструктуру, экологические программы. Благодаря проекту, на остров начали возвращаться молодые люди, открываются кафе, появляются художники-резиденты.
И что в итоге?
Сегодня Наосима — это арт-утопия на японский манер. Тихая, скромная, но глубоко пронизывающая. Это не просто красивое место, а философия: как искусство может быть частью повседневности, как миллиарды могут менять не только мир, но и смыслы.
И да, этот проект оказался настолько успешным, что к нему добавились соседние острова: Тэсима, Инудзима и другие. Все они стали частью арт-архипелага Setouchi Triennale — фестиваля, который проходит раз в три года и собирает художников и зрителей со всего мира.
И да, этот проект оказался настолько успешным, что к нему добавились соседние острова: Тэсима, Инудзима и другие. Все они стали частью арт-архипелага Setouchi Triennale — фестиваля, который проходит раз в три года и собирает художников и зрителей со всего мира.
Стоит ли ехать?
Если вы устали от шумных музеев и хотите почувствовать, как искусство может говорить тишиной, а не лейблами, — да. Наосима — это не просто локация, это опыт. Это пример того, как один человек с деньгами и визией может не просто "улучшить" место, а превратить его в новую форму жизни.
Отправляйтесь в путешествие мечты вместе с Corona Travel.
Подробности:
🔺 WhatsApp
🌐 CORONATOURS.RU
📞 8 (495) 540 54 17
Другие новости компании
Отправляйтесь в путешествие мечты вместе с Corona Travel.
Подробности:
🌐 CORONATOURS.RU
📞 8 (495) 540 54 17
Другие новости компании